Дефицит внимания у детей

Синдром двигательной активности и дефицита внимания у детей.

Ольга Мелещик
Синдром двигательной активности и дефицита внимания у детей.

Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность

Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

Гиперактивность

Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают.Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Нарушения внимания

Ребенок плохо организован;

Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается;

Постоянно что-нибудь теряет;

Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит;

С легкостью отвлекается на посторонние раздражители;

Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания;

Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.

Импульсивность/гиперактивность

Ребенок очень болтлив;

Ему сложно сидеть на одном месте;

Ребенок всегда в движении;

Ему сложно тихо и спокойно играть;

Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится;

Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим;

Ребенок с трудом дожидается своей очереди;

Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.

Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.

Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует.

Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей.Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.

Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.

Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.

Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие, хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями.

Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе.

В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание.

Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.

Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.

Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Слайд 1. Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Слайд 2. Необходимость.

Двигательная деятельность дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Движение — есть, основное проявление жизнедеятельности организма. И. М. Сеченов (1947) образно выразил смысл этой функции в следующих словах:.

Формирование пространственного ориентирования у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Формирование пространственного ориентирования у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью В последние 10-15 лет отмечается.

Конспект коррекционного занятия в группе для детей с ОВЗ по преодолению синдрома дефицита внимания и гиперактивности .

Читайте также:  Гепатит в на ранней стадии

Консультация для педагогов «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) СДВГ Состояние человека с симптомами импульсивности и стабильной невнимательности, называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания,.

Коррекционно-развивающая программа по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста Коррекционно-развивающая программа для родителей или педагогов по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста Цель:.

Методические материалы к родительскому собранию по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Составитель: педагог-психолог М. В. Сапранкова Актуальность: Данные материалы будут полезны в первую очередь педагогам-психологам, воспитателям.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста СДВГ в рамках консультативного пункта в ДОУ. Практически в каждой группе детского сада есть один или несколько детей, которые отвлекаются.

Статья «Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью» Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Примерно, 4-10% детей.

Источник: www.maam.ru

Синдром дефицита внимания у детей

Некоторые родители сталкиваются с такой проблемой, как неадекватное поведение и слабая успеваемость в обучении детей. Многие из них винят именно себя, полагая, что они плохие родители, уделяющие недостаточно внимания своим детям. Эти чувства вполне объяснимы, но совершенно неоправданны и неверны. У детей, склонных к импульсивности, чрезмерной активности, проблемам с концентрацией, можно распознать синдром дефицита внимания. У большинства малышей подобные симптомы проявляются в детском саду, и практически все из них продолжают страдать от этого симптома не только в школьном возрасте, но и став взрослыми.

Проявление синдрома дефицита внимания (СДВ) у детей

Проявляться СДВ у ребенка может в различном возрасте. Для каждого возрастного этапа характерны свои клинические симптомы и характеристики:

  1. В детсадовском возрасте синдром проявляется в повышенном беспокойстве, практически полном отсутствии дисциплины, неоправданных вспышках злости и гнева. Такие детки не желают принимать участие в играх по правилам, не подчиняются общепринятым законам, а также не могут завершить начатое задание до конца.

Малыши с синдромом дефицита внимания не могут определить места, которые могут быть опасны. Они выбегают на проезжую часть, залезают на высокие деревья и заборы. Таким неадекватным поведением дети огорчают и даже раздражают взрослых (родителей, воспитателей). Ровесники не хотят дружить с такими детками, не принимают их в общую игру. Малыши с СДВ становятся замкнутыми, необщительными, а зачастую даже агрессивными по отношению к другим детям или взрослым.

  1. В младшем школьном возрасте симптомы могут проявляться частыми вспышками гнева, замкнутостью в общении со сверстниками. Дети не могут организовать свой учебный процесс, и как результат – плохо учатся, не выполняют поручения учителя, не делают домашние задания. У школьников с СДВ часто развиваются антисоциальные наклонности:
  • склонность к правонарушениям,
  • прогулам учебных занятий,
  • агрессии.

  1. В подростковом и взрослом возрасте вышеперечисленные симптомы лишь усиливаются. Подростки с СДВ практически не подчиняются законам, становятся склонными к различным зависимостям (алкогольной, никотиновой, наркотической). Взрослым же людям очень трудно работать в коллективе. Именно такие люди чаще других совершают аварии на дорогах.

Причины патологии

До сегодняшнего дня точные причины появления СДВ врачами и психологами не выявлены. Многие специалисты, работающие в данном направлении, полагают, что проявление подобных симптомов обусловлено многими отдельными факторами и их комплексом. Рассмотрим наиболее вероятные из них:

  • Наследственность. СДВ может на генетическом уровне передаваться детям от родителей.
  • Несоблюдение здорового образа жизни матери во время беременности. Не будет удивительным наличие синдрома дефицита внимания у ребенка, если молодая мамочка во время беременности курила либо употребляла алкоголь.
  • Родовые последствия. Вероятность развития СДВ повышается при преждевременных родах, а также осложнениях во время тяжелого родоразрешения (искусственного завершения родового акта).
  • Заболевания и травмы головного мозга. Инфекционные заболевания мозга в раннем детском возрасте и травмы головного мозга могут быть источниками развития СДВ у детей и подростков.

Поведение детей с синдромом дефицита внимания очень часто бывает просто невыносимым. Родители таких малышей испытывают стыд и вину за воспитание своего ребенка. Но не стоит во всем винить только себя, ведь СДВ – это не результат плохого воспитания ребенка, а диагностируемое заболевание, которое требует правильного комплексного лечения. Полностью избавиться от симптома невозможно, но при верно подобранном лечении существует возможность привести в норму поведение ребенка дома и в учебных учреждениях, помочь социализироваться в детском коллективе, а также повысить его заниженную самооценку.

Читайте также:  Диета после инфаркта миокарда для мужчин и стентирования

Самостоятельно справиться с подобной проблемой не представляется возможным. Детки с синдромом дефицита внимания нуждаются не только в наблюдениях врачей, но и в консультациях детского психолога, а зачастую и психотерапевта. Немаловажным фактором снижения проявления симптомов будет поддержка и внимание родных и близких, а также воспитателей в детском садике и учителей в школе.

Как помочь ребенку?

Пожалуй, самым действенным является комплексное комбинированное лечение, которое заключается в верном сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции. После обращения к специалистам вам будет назначено полное лечение (лекарственные препараты, массаж, консультации психолога и прочее). Помимо всего перечисленного, родители могут и самостоятельно принять активное участие в борьбе с СДВ.

Избавиться от ярко выраженного проявления синдрома можно, следуя некоторым рекомендациям специалистов:

  1. Прием мультивитаминного комплекса позволит предотвратить обострение хронических заболеваний, а также повысить работоспособность. Принимать мультивитамины следует не только детям с СДВ, но и будущим мамочкам.

  1. Дополнение рациона Омега-3 кислотами. В ходе исследований было выявлено, что страдающие синдромом дети имеют недостаток Омега-3 жирных кислот в крови. Прием специальных препаратов и включение в пищу продуктов, богатых Омега-3, позволит снизить проявление СДВ.
  2. Регулярные занятия физкультурой позволят выработать терпение и снизить возбудимость. Бороться с агрессией могут помочь такие виды спорта, как легкая и тяжелая атлетика. В начале занятий лучше прибегать к индивидуальным упражнениям.

Помимо медицинских рекомендаций, следует придерживаться некоторых правил воспитания детей с синдромом дефицита внимания.

  • Позитивное отношение к ребенку в проблемных ситуациях. Не стоит ругать возбужденного малыша за неудачу. Детки и без того болезненно реагируют на критику и замечания в свой адрес. Настраивайте ребенка на позитив, говорите ему, что все возможно.
  • Обязательная похвала должна быть постоянно! Даже за небольшие заслуги не забывайте хвалить ребенка. Говорите ему, что гордитесь его победами, хоть порой и незначительными.
  • Обеспечьте моменты покоя и расслабления. В то время, когда ребенка накроет волной негодования и агрессии, помогите ему успокоиться, переключить внимание. Это могут быть спокойные совместные игры, чтение вслух, аромапроцедуры.

  • Придерживайтесь постоянного распорядка дня. Постарайтесь выполнять привычные ежедневные дела в одно и то же время. Например, подъем, прием пищи, время на прогулку должно быть примерно одинаковым. Ребенок настроится на определенный график, будет знать, когда и что именно ему необходимо сделать, и от этого будет чувствовать себя спокойнее и увереннее.
  • Постоянное общение обеспечит малышу уверенность в родительской заботе и любви. Обсуждайте с детьми различные темы, интересуйтесь их друзьями, увлечениями. Дайте почувствовать ребенку, что Вас интересует абсолютно все, что с ним связано.
  • Обеспечьте для детей с СДВ возможность полноценного отдыха. Ежедневно совершайте прогулки на свежем воздухе, следите за временем, отведенным на сон.
  • Во время занятий ограничьте отвлекающие факторы и обеспечьте контроль. Во время подготовки домашних заданий выключите телевизор и радио, уберите гаджеты. Лучшим решением будет заниматься в отдельной комнате в тихих спокойных условиях. Не забывайте контролировать самостоятельную работу ребенка и помогать в случаях неудач.
  • Правильное реагирование на проявление синдрома позволит во время исправить приступ агрессии и плохое поведение. Наказывать за плохое поведение стоит только после того, как вы объясните, что именно вас расстроило. Не следует вступать в споры и кричать на ребенка. Постарайтесь спокойно объяснить, в чем он не прав.

При возникновении подозрений на то, что ребенок страдает синдромом дефицита внимания, следует как можно раньше обратиться к педиатру. Участковый врач направит на диагностику к детскому невропатологу и консультацию к психиатру. Очень важно выявить данное заболевание как можно раньше и быстрее начать лечение.

Источник: mamsy.ru

Дефицит внимания у детей

Дефицит внимания у детей

Часто приходится слышать от родителей то, что их ребенок очень активный и не дает им нормально отдохнуть, так как он постоянно в движении. Причин такому активному поведению ребенка может быть множество, но одной из самых распространенных является синдром дефицита внимания.

Синдром дефицита внимания или СДВГ – это нейропсихологическое расстройство у ребенка, которое характеризуется трудностью концентрации внимании, гиперактивностью и импульсивностью.

Когда данное заболевание только начали рассматривать как предмет исследования, появилось много противников, которые считали, что такое расстройство не существует, а если и существует, то его нельзя отнести к заболеваниям. В наше время ситуация не изменилась: существуют и сторонники и противники. Это заболевание считают мифом, так как никаких существенных лабораторных подтверждений ему нет, симптомы достаточно распространенные, а поэтому приписывать лечение считается не логично.

Читайте также:  У ребенка после болезни болят икры ног что

Помимо этого, все же существует ряд нарушений, которые нельзя оставить без внимания. Основными симптомами дефицита внимания являются следующие:

  • Невнимательность
  • Ребенку сложно усидеть на одном месте
  • В школе, когда нужно сидеть, ребенок встает и ходит по кабинету
  • Очень болтлив, постоянно что-то рассказывает
  • Вмешивается в чужие игры
  • Сложно сосредоточится на чем-то одном.

Причинами такого расстройства может быть, как экологическая и климатическая обстановка, так и беременность матери с осложнениями, такими как: отравление наркозом, употребление спиртного и сигарет, кесарево сечение и т.д.

Когда родители уже знакомы дефицитом внимания их интересует другой вопрос: как его лечить? Как от него избавиться?

В отечественной и зарубежной медицине существует два способа лечения: фармакологический( с помощью лекарственных средств, таких как психостимуляторы и антидепрессанты) и нефармакологический (различная психотерапия и упражнения).

Мы обратим ваше внимание на нелекарственный способ, а именно на систему упражнений, которые помогут деткам концентрировать внимание.

Следует помнить, что для того, чтобы заинтересовать ребенка необходимо делать занятие веселым и проводить его в форме игры, чтобы ребенок не чувствовал давления со стороны родителей и получал удовольствие.

А психологи советуют проводить с ребенком такие игры:

Вам пригодится: картонка, коробочка, монеты, секундомер.

Суть игры состоит в том, что вам следует взять небольшую коробочку и наполнить монетами различной номенклатуры (для начала лишь несколько видов монет). Выложите 5 разных монет в ряд, дайте ребенку внимательно рассмотреть порядок их расположения и накройте картонкой. Теперь ребенок должен взять из коробочки свободные монетки и воспроизвести увиденное: разложить такие же монеты в том же порядке. Родители в это время запускают секундомер и засекают время, за которое с заданием справился ребенок. Если у малыша не все получается сразу, значит нужно играть с ним, пока не сделает правильно, а проигрыш нужно эмоционально обыграть так, чтобы он не был обидным.

2. «А давай представим…»

Многие исследования показали, что очень большую роль в изменение поведения играет имитация. Например, игроки в гольф, когда играю в мини-гольф, представляют, что они на большом поле, и повторяют свой успех. Можно задействовать этот принцип и с ребенком. Например, можно поиграть с ним в детектива Шерлока. Оставить специально какие-то следы «преступления» и дать ребенку разгадать случай, обыскивая все квартиру и ища улики. С помощью этой игры ребенок развивает концентрацию внимания на деталях.

3. «Не двигаемся». Такое задание для ребенка будет сложным, но эффективным. Суть игры: нужно просидеть в кресле и не двигаться, а кто первый сдастся — тот и проиграл. Такую игру нужно проводить несколько раз в неделю, у ребенка сформируется привычка сдерживать себя, и тогда игра будет иметь ощутимый результат.

4. Пазлы развивают внимание и помогают обратить внимание на порядок деталей. Благодаря тому, что ребенок замечает, что что-то лежит неправильно, он пытается это исправить и положить на правильное место, что требует внимания и концентрации.

Игры на развитие памяти и концентрации

Такие игры очень веселые и быстрые, не занимают слишком много времени. К ним можно отнести игру с карточками, под которыми есть рисунки, и ребенку стоит угадать под какой карточкой какой рисунок.

Такие игры стимулируют зрительную и слуховую память и концентрацию.

Что же касается отечественной психотерапии, имеется тоже немалое количество способствующих игр, таких как:

«Мама-робот». Суть игры состоит в том, что мама «разучилась» делать некоторые вещи. А ребенок должен ее научить и быть ее поводырем. Например, мама не знает, как заварить чай. Ребенок должен дать четкие инструкции, как это делается. Мама должна их воспроизводит очень точно, чтобы ребенок увидел, какой результат имеют его слова: позитивный или негативный, и попытаться исправить свои инструкции.

Также можно завязать родителю глаза, а ребенок будет указывать маршрут, чтобы мама не задела мебели.

Старая и добрая игра, в которую, увы, играют все меньше. Мама загадывает любой предмет с карточки детского лото, а ребенок должен угадать его, задавая много детализирующих вопросов (форма, размер, цвет, функция), на которые мама отвечает коротко: «да» или «нет».

Возможно, игры и не излечат полностью дефицит внимания, но наилучшим образом будут способствовать адаптации ребенка.

Источник: iqsha.ru