Ребенок занимается художественной гимнастикой болят колени

Галина Синилова: «Художественная гимнастика – это жестокость и боль»

В художественную гимнастику Галина Синилова, как это часто бывает, пришла за компанию с подругой, а осталась на всю жизнь. Стала мастером спорта и довольно быстро поняла, что хочет работать тренером. В результате Галина Евгеньевна воспитала 17 мастеров спорта и сейчас открывает свою школу художественной гимнастики «Авангард». Что такое природный талант в гимнастике? Зачем нужно слушать музыку? И как родители должны помогать тренеру? Это и многое другое вы найдете в данном интервью.

– Какому ребенку подойдет художественная гимнастика? Как родителям понять, что девочка сможет раскрыться в этом виде спорта?

– Во-первых, все зависит от целей, которые ставят родители перед ребенком. Если говорить о большом спорте, то девочка должна быть стройная, высокая, с хорошей координацией и памятью. Девочки, склонные к полноте, вряд ли будут интересны тренеру, но это не значит, что дорога в художественную гимнастику для них закрыта. Таким детям нужно сразу понимать, что они будут любителями, заниматься для себя. В группы начальной подготовки двери открыты для всех девочек. Не все же мечтают о высших спортивных достижениях, некоторые просто хотят иметь красивую походку, хорошую осанку и справиться с проблемой лишнего веса. Гимнастика все это даст. Единственное, я бы настоятельно не рекомендовала отдавать в наш вид спорта детей с чувствительной психикой.

– Почему?

– Потому что наш спорт – это жестокость и боль. И девочки, воспитанные, как я говорю, «на блинчиках», не справляются с большими нагрузками и требованиями тренеров. Если говорить именно о карьере в гимнастике, то ее сделать может только психологически сильный ребенок.

– Артистизм и музыкальный слух – насколько важны два этих качества?

– В современной гимнастике это очень важно, ведь на соревнованиях есть специальная бригада судей, которая оценивает именно артистизм. Гимнастка должна исполнять упражнения не только технично, но и артистично. Движения должны сочетаться с музыкальными акцентами и фразами, темпом, а тело и предмет должны подчеркивать течение музыки. И если этого совпадения нет, гимнастка наказывается снятием баллов. Выразительность – это не только улыбка на лице спортсменки, но еще и движения всего тела. Голова, плечи, руки, туловище, ноги должны передавать пластику и характер музыки. Так что тренеры и сами гимнастки должны изучать и понимать основу музыкальной структуры, быть музыкально грамотными. Нужно уметь создавать и оценивать движения в музыке. Конечно, эти способности можно развить у ребенка. Делать это должны грамотные тренер и хореограф.

– Почему гимнастика настолько ранний вид спорта? И во сколько все же стоит отдавать ребенка в секцию?

– Я считаю, что оптимальный возраст для начала занятий – это 5-6 лет. Не надо спешить, не нужно лишать ребенка детства. В 3-4 года дети мало понимают, что от них требуют тренеры, они боятся большого зала и скопления людей, начинают плакать и проситься домой. А это грозит тем, что они быстро бросят гимнастику. Дети постарше – уже более послушные, хорошо запоминают новые элементы, могут заводить новых друзей. При этом и затягивать с началом тренировок не стоит: если девочка придет в гимнастику в 9 лет, ей будет тяжело осваивать элементы, связанные с гибкостью. Потому что данные ребенка развиваются в 5-6 лет.

– Как раз о гибкости и растяжке. Насколько я понимаю, первые год-два тренеры будут работать именно над этим. Нужно ли родителям готовиться к тому, что их ребенку будет больно?

– Конечно. Болезненные ощущения будут присутствовать, даже если у юной спортсменки хорошие данные и мягкие мышцы. Все девочки плачут. Поэтому я и говорю, что в 3-4 года ребенок может испугаться боли и трудностей.

– А если ребенок приходит домой и плачет, что делать родителям?

– Во-первых, поговорить с тренером. Может быть, он тянет слишком сильно? Далее попробовать потерпеть, объяснить девочке, что ей нужна эта растяжка. Если не получается, нужно выбрать другой вид спорта.

– Растяжка и гибкость – это врожденные таланты или приобретенные? У вас были ученицы, которые приходили «деревянные», а потом добивались больших успехов?

– Да, конечно. Вообще растяжка и гибкость есть как врожденные, так и приобретенные. Если у гимнастки есть природные данные, это здорово. Но здесь тоже надо быть осторожным. Если ребенок очень гибкий, надо вовремя начать качать мышцы спины, чтобы избежать искривления позвоночника. Если ребенок отлично тянется, ему нужно укреплять мышцы ног, чтобы уметь хорошо прыгать. Здесь все зависит от грамотности тренера.

– В таком случае давайте поговорим о распространенных травмах в детской гимнастике.

– Травмы начинаются тогда, когда дети начинают испытывать серьезные нагрузки, то есть лет в 12. Наиболее распространены в нашем виде спорта искривления позвоночника, повреждения коленей и голеностопов. Ну и в некоторых случаях бывают нервные срывы. Всем гимнасткам необходимо иметь спортивную страховку, без нее до соревнований не допустят.

– Когда становится понятно, что девочка талантлива? И как тренеры это определяют?

Читайте также:  Как определить отит у детей

– Если у ребенка есть природные данные: гибкость, растяжка и прыгучесть, – то он уже талантлив. Это определяется на первом же занятии. Но без трудолюбия любой талант уйдет в ноль. Девиз гимнастики – трудолюбие в квадрате, терпение в кубе. Это сказала заслуженный тренер России Наталья Горбулина, я всегда ее цитирую.

– А когда дети начинают участвовать в первых турнирах?

– Это зависит опять же от тренера. Внутри группы проводить соревнования можно уже в первый год обучения. Детей набирают в гимнастику в сентябре, а на Новый Год можно уже устроить показательные выступления, чтобы продемонстрировать родителям успехи. Далее, когда дети освоят программы (как индивидуальные, так и групповые), они пройдут отбор среди школы и смогут выступать на уровне первенства города.

– Насколько велика в гимнастике проблема родителей, которые давят на детей своими амбициями и вмешиваются в тренировочный процесс?

– Эта проблема действительно существует. Как правило, активно вмешиваются те родители, которые сами в свое время не реализовались в спорте и хотят, чтобы их мечты исполнили дети. Это плачевно заканчивается. Мамы или папы пытаются диктовать тренеру, как работать, а это не нравится никому. Доверяйте специалисту, вы сами его выбрали. Я никому не позволяю руководить собой, в зале руковожу только я. Или вы мне помогаете, или просто не мешайте.

– А как родители должны помогать?

– Например, в поездках. На соревнования я всегда беру одного из родителей. Он должен раньше всех вставать, делать прически детям, готовить завтрак, организовывать группу, вести всех на выступления. Кроме того, при проведении праздников нужна родительская помощь: в покупке призов и награждении детей. Нужно покупать костюмы, искать хороших портних. У тренера на всё это нет времени.

– Дети ведь выезжают не только на соревнования, а еще и в летние спортивные лагеря. Насколько это важно?

– Это очень важно, я потом целый год работаю с тем материалом, который создаю за лето. Семье можно один летний месяц отдохнуть, съездить в отпуск. А остальные два ребенок должен пахать. Дети из северных регионов России обязательно должны побывать на море, я каждый год везу гимнасток на юг. Малышей я не беру, с ними много проблем, надолго отрывать их от мамы и папы смысла нет. На сборы ездят дети с 6-7 лет. Это очень полезно и для воспитания, потому что девочка всё должна делать сама: и одеваться, и заправлять свою кровать, и собирать вещи. На ковер гимнастка выходит одна, ни родители, ни тренер ей там не помогут. Она должна самостоятельно принимать решения. Наш вид спорта очень хорошо организовывает и дисциплинирует.

Источник: www.sports.ru

Ребенок занимается художественной гимнастикой болят колени

Как показывает тренировочная практика, большинство травм в художественной гимнастике носят хронический характер. Острые травмы встречаются менее часто. Такая ситуация легко объяснима: хронические боли спортсмен терпит годами, продолжая упорно тренироваться, чтобы не останавливаться на достигнутом результате. Они обусловливаются многократным повторением одного и того же движения. Подобное поведение приводит к тяжелым и, по сути, необратимым последствиям. Как пример, вспомним Ляйсан Утяшеву, которая с множественными переломами ладьевидной кости одной ноги и расхождением костей ступни другой ноги продолжала тренироваться и выступать на различных соревнованиях.

Острые травмы – это травмы быстрого реагирования (растяжения, ушибы, вывихи разной степени сложности и так далее). Их легче диагностировать, а значит можно своевременно вылечить. Эти травмы также неприятны с точки зрения болевых ощущений, но они позволяют тренерам и врачам строить тренировочный процесс таким образом, чтобы предотвратить возможность появления рецидивов. После реабилитационного курса гимнастки быстро восстанавливают свою спортивную форму и легко вливаются в соревновательную жизнь.

По статистическим данным, чаще всего травмируются нижние конечности, на которые приходится большая часть нагрузок; затем идут туловище и спина (в частности, поясничный отдел); верхние конечности и шейный отдел.

Большинство травм связано либо с недоработанной техникой исполнения отдельных элементов, либо с неправильной методикой обучения тренерами юных гимнасток. Возможен и третий вариант, когда в художественную гимнастику приходят девочки, которые по медицинским показаниям не могут заниматься этим сложнейшим видом спорта. К сожалению, случаи попадания в спортивные школы подобных детей – не редкость: очень многие родители приводят дочек на занятия, чтобы воплотить в жизнь свои нереализованные мечты или для восстановления ослабленного здоровья ребенка. Однако не стоит забывать, что занятия художественной гимнастикой ни коим образом не помогут в решении таких задач. Это очень специфический вид спорта, требующий, помимо природных способностей именно к этой дисциплине, крепкого здоровья. Причем под крепким здоровьем понимается не только хорошая иммунная система, но и отсутствие таких недугов, как миопия всех степеней тяжести, сколиоз, плоскостопие и некоторые другие заболевания.

Требование абсолютного здоровья у потенциальных и сложившихся гимнасток связано еще и с тем, что в связи с достаточно серьезными нагрузками, переносимыми спортсменками с самого раннего возраста (с трех – четырех лет), вышеперечисленные недуги могут не только не пройти, но и ухудшиться.

Читайте также:  Слезоточивость и покраснение глаз причины и лечение

Высокий уровень травматизма напрямую связан с такими особенностями данного вида, как развитие прыгучести, гибкости и вращательной подготовкой. Со стороны это очень эффектные элементы, выполняемые гимнастками с такой воздушной легкостью, что никто особо и не задумывается над тем, какая была проделана утомительная, механическая и, самое главное, долгая работа по достижению абсолютной свободы гимнастического движения.

Для предотвращения травм во время тренировочного процесса используют следующие приемы:

  • прогибания и глубокие наклоны, различные повороты и вращения (нередко с использованием отягощения или оказания непосредственной помощи со стороны тренера или подруги по команде) при подготовке межпозвоночных сочленений к предстоящей нагрузке;
  • подскоки и передвижения на руках в упоре лежа, вращательные движения кисти (с использованием шерстяных манжеток и перчаток) для подготовки лучезапястного сустава;
  • упражнения с теннисным мячом и гантелями, а также вращение валика с отягощением для развития мышц, фиксирующих лучезапястный сустав;
  • вращательные и рывковые движения, сгибания и разгибания рук с использованием гимнастических палок и отягощений для развития локтевых и плечевых суставов;
  • вращательные движения с сопротивлением и без него, подъем на носках на возвышение высотой порядка 5 см, ходьба на пальцах в пуантах, балансирование на разных опорах и прочие упражнений при подготовке голеностопного сустава.

При отсутствии в тренировочном процессе подготовительных упражнений возможны повреждения кожи ладоней, намины, мозоли, растяжения связок, трещины, ушибы, вывихи, переломы, травмы менисков и межпозвоночных дисков и прочее.

Самыми распространенными травмами в художественной гимнастике являются растяжения мышц, связок и сухожилий. Чаще всего травмируются паховые мышцы и задние мышцы бедра.

Для предотвращения или сокращения травм подобного рода (даже при соблюдении всех правил никто не застрахован от растяжений) рекомендуется увеличивать ежесуточное время, отведенное в тренировочном процессе на растяжку. Хорошо подготовленные мышцы меньше подвержены травмированию даже в случаях, когда гимнастка совершила неловкое движение.

Травмы коленных суставов связаны, в первую очередь, с развитием прыгучести у спортсменок. Демонстрация взрывной силы, доступной в основном только мужчинам-танцорам (например, в грузинском национальном танце встречается эффектное приземление на колени), становится нормой практически для всех гимнасток. Однако не стоит забывать, что подобная прыгучесть – это талант далеко не каждой девочки. И если Алина Кабаева выполняла этот элемент с абсолютной легкостью, то это не значит, что такая же легкость свойственна и всем остальным гимнасткам.

Кроме того, травмы коленных суставов возникают при выполнении такого элемента, как «гранд жете». Вальгусная нагрузка на колено, возникающая при приземлении с этого элемента на ногу, приводит к классической ситуации травмы ПКС. Спортсмены и танцоры, получающие такую травму, оперируются, и далеко не все впоследствии могут продолжать карьеру.

Профилактика этой травмы заключается в концентрации внимания спортсменки в момент прыжка и сведения к минимуму вращательных элементов после его осуществления.

Травмы голеностопного сустава связаны с инверсией стопы внутрь. Это достаточно частая травма. Лечение связано с абсолютным покоем и наложением фиксирующих повязок, снимающих боль и отечность, на место травмы. Опасность растяжения голеностопа связана с большой вероятностью возникновения рецидивов.

Наряду с острыми травмами лодыжек, имеют место быть и хронические заболевания, например, тендинит (дистрофия ткани сухожилия, сопровождаемая вторичным воспалением) и усталый перелом (микротрещины в лодыжке, вызванные постоянными нагрузками).

Травмы стопы связаны с постоянными приземлениями с «прыгательных» элементов и часто сопровождаются дерматологическими проблемами.

Для предотвращения травмирования спортсменок следует уделять достаточное время растягивающим упражнениям, которые подготавливают все группы мышц к выполнению сложных элементов. Также необходимо соблюдать временной тренировочный режим: не перерабатывать, так как это ведет к общей усталости организма, снижению концентрации внимания, и, как следствие, к увеличению числа получаемых травм.

Источник: rg4u.clan.su

Травмы в художественной гимнастике

Художественная гимнастика – вид спорта, который предъявляет повышенные требования к здоровью спортсмена, предполагает наличие высоких компенсаторных возможностей его организма, а также требует строгого соблюдения техники безопасности при выполнении базовых элементов и комплексных упражнений.

Для этого вида спорта характерны хронические травмы, что связано с постоянными интенсивными нагрузками на определённые анатомические структуры, во время которых компенсаторные возможности организма исчерпываются. В результате многократного повторения одних и тех же упражнений, превозмогая боль, в организме спортсменки формируются необратимые изменения на морфологическом уровне, которые в последствие трансформируются в функциональные проблемы.

Если острая травма, не заметить которую просто невозможно, предполагает незамедлительное оказание неотложной помощи, то хроническая травма долгие годы может существовать без должного лечения, что только усугубляет состояние и становится причиной серьёзных нарушений, которые крайне сложно поддаются коррекции.

К основным причинам травматизма в художественной гимнастике западная спортивная медицина относит:

1. Неготовность организма спортсмена к определённому виду нагрузок в силу его физиологических показателей или вследствие несоответствия состояния здоровья должному уровню (в секцию художественной гимнастики принимается человек, который имеет медицинские противопоказания для занятий данным видом спорта).

2. Нарушение техники исполнения тех или иных элементов, что может быть связано как с незнанием базовых принципов их выполнения, так и с нежеланием освоить их.

3. Неправильную методику обучения, что особенно актуально для юных спортсменок, которые только пришли в большой спорт.

Читайте также:  Воспаление лимфоузлов в подмышках у женщин

4. Слишком длительные занятия, не оставляющие необходимого для полноценного восстановления времени организму.

5. Недостаточное количество часов, выделяемое для разминки, неотъемлемой составляющей которой в художественной гимнастике является растяжка.

К наиболее частым травмам среди спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой, относят (по частоте их возникновения):

– травмы голеностопного сустава и стопы

– травмы коленного сустава и голени

– травмы тазобедренного сустава и бедра

– повреждения поясничного отдела позвоночника и другие травмы спины

Травмы голеностопного сустава – наиболее частые острые травмы у спортсменов, занимающихся художественной гимнасткой. К ним относятся:

– растяжение связок голеностопного сустава

– разрыв ахиллова сухожилья

– повреждение сухожилья задней большеберцовой мышцы

– повреждение сухожилья большой и малой малоберцовой мышцы

– травмы синовиальных влагалищ мышц данной области

Симптомы: боль в месте повреждения, отёчность тканей, нарушение движений.

Неотложные мероприятия: иммобилизация, холод в первые сутки после травмы, противовоспалительная терапия.

Травмы стопы встречаются вследствие неправильного приземления. К ним относятся:

– переломы и повреждения связок пальцев, прежде всего, большого пальца вследствие его постоянного чрезмерного разгибания и сгибания, и плюсневых костей

– переломовывих в предплюснеплюсневых суставах

– подтаранный вывих стопы

Симптомы травм: боль в области поражения, отёк тканей, ограничение подвижности

Неотложные мероприятия: покой, возвышенное положение стопы для уменьшения явлений отёка, использование в первые сутки после травмы холода.

Травмы коленного сустава в художественной гимнастике связаны с многочисленными прыжками, во время приземления после которых имеют место микротравмы связок надколенника.

Симптомы: боль различного характера в области колена, которая усиливается во время нагрузок.

Неотложные мероприятия: покой, местное применение противовоспалительных средств.

Травмы голени предполагают переломы большой берцовой (в средней трети) или малой берцовой кости (дистальный отдел)

Симптомы: боль, отёк тканей, нарушение движений.

Неотложные мероприятия: холод и покой в первые часы после травмы, иммобилизация, восстанавливающая терапия, ЛФК после снятия гипса.

Среди травм тазобедренного сустава и бедра особое место занимают растяжения мышц паховой области и заднебедренной поверхности.

Перерастяжение мышц данной области во время занятий художественной гимнастикой неизбежно. Боли в мышцах могут возникать как вследствие перерастяжения мышечных волокон, так и в результате нарушения целостности отдельных мышечных веретён, когда имеет место растяжение мышц той или иной степени.

При растяжении мышц I степени имеют место одиночные поражения мышечных волокон на фоне интактных соединительнотканных структур.

Симптомы: болевые ощущения возникают на пике нагрузки и при пальпации.

Неотложные мероприятия: покой на 4-5 дней, расслабляющий массаж, местно противовоспалительные средства.

Растяжение мышц II степени , кроме повреждения мышечных волокон, предполагает минимальные травмы соединительнотканных структур.

Симптомы: резкие боли при движении и во время пальпации

Неотложные мероприятия: покой, холод в первые сутки после травмы, физиотерапия на протяжении всего периода восстановления. Занятия начинаются в бассейне, только после достижения максимальной интенсивности нагрузок в воде можно переходить к занятиям в зале.

Растяжение мышц III степени или разрыв мышц сопровождается формированием внутримышечной гематомы.

Симптомы: резкая боль, мышечная слабость, нарушение подвижности, разлитая локальная боль.

Неотложные мероприятия: холод в первые сутки, обезболивающие средства, покой, по мере восстановления мышечной силы – ЛФК, тренировки в бассейне.

Повреждения поясничного отдела позвоночника и травмы спины являются главной причиной болей в пояснице, на которую, в соответствии со статистическими данными, жалуется до 85% спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой. Болезненные ощущения возникают в результате переразгибания в поясничном отделе позвоночника, а хронические микротравмы тел поясничных позвонков и межпозвоночных дисков могут привести к таким проблемам как:

– повреждение замыкательных пластин тел поясничных позвонков

– компрессионные переломы в данной области.

Симптомы: боли, тугоподвижность суставов.

Неотложные мероприятия: иммобилизация на несколько месяцев.

Для предупреждения травм в художественной гимнастике рекомендуется реализовать следующий перечень мероприятий:

1. Сократить количество часов тренировок до 20 в неделю.
2. Увеличить продолжительность растяжки до 40 минут в день.
3. Уменьшить суммарный объём общефизической подготовки до 5 часов в неделю.
4. Включить в режим дня спортсменов посещение бассейна.
5. Подобрать пищевой рацион таким образом, чтобы организм спортсмена получал достаточное количество пластического материала и энергии, а также все необходимые биологически активные вещества, и при этом объём жировой ткани не превышал 5-10% массы тела.

Особого внимания заслуживают дети, которые только начали спортивную карьеру в художественной гимнастике. В соответствии со статистическими данными, опубликованными американскими врачами, наибольшее количество небольших травм юных спортсменов приходится на возраст от 5 до 17 лет, причём наибольшее количество травм регистрируется у гимнасток в возрасте от 12 до 17 лет. Самые тяжёлые травмы, которые иногда не только являются причиной пропусков тренировок, но и заставляют подростка бросить спорт, возникают в возрасте 14-17 лет.

Появление травм у юных гимнасток должно стать причиной тщательного изучения состояния здоровья ребёнка, выявления противопоказаний к занятиям художественной гимнастикой. Крайне важно, чтобы на период реабилитации было выделено достаточно времени, а возобновление тренировочного процесса начиналось в бассейне, и только после достижения максимальной тренировочной нагрузки в воде занятия проводились в зале с соответствующим снижением уровня нагрузок и постепенным последующим их нарастанием.

Источник: r-gymnastics.com